Прикладной опыт автоматизации морского контейнерного терминала
Freight.ru – информационно-аналитический транспортный журнал, издается информационно-аналитическим агентством SeaNews
Прикладной опыт автоматизации технологических процессов морского контейнерного терминала
Компания SeaData (СиДата) с 2003 года специализируется на внедрении отраслевых информационных систем для предприятий работающих в сфере перевалки грузов, агентирования, экспедирования и других логистических услуг. Обширный практический опыт разработки, адаптации, интеграции и обслуживания информационных систем компания получила благодаря сотрудничеству с целым рядом известных в отрасли компаний. Например, российское подразделение компании Maersk сотрудничает с нами более 10 лет, привлекая специалистов SeaData для решения все новых задач. Новой разработкой компании SeaData, направленной на развитие собственных компетенций и расширения отраслевого пакета услуг, стала комплексная система управления терминалом СTerminal TOS, созданная, прежде всего для управления деятельностью и сокращения непродуктивных операций морских портов и терминалов. TOS система была разработана в результате сотрудничества с двумя морскими контейнерными терминалами в Санкт-Петербурге - отдельные модули системы в результате многолетнего сотрудничества с контейнерным терминалом Моби Дик в городе Кронштадт,ядро TOS системы в результате работы терминалом в Морском Рыбном. Задача стояла непростая- необходимо было создать полноценную TOS систему управления контейнерным и грузовым терминалом. Путь, который прошли рабочие группы, оказался не совсем стандартным, но вполне успешным.
Внедрение в Морском Рыбном Порту
Ситуация требовала оперативного внедрения TOS системы, уже через 3,5 с половиной месяца, т.к. уже был запланирован судозаход. Сложная конфигурация площадок на территории контейнерного терминала и соседство с грузовым терминалом, усложняли реализацию стратегий размещения и управления техникой. Не все бизнес-процессы были формализованы, технология работы находились на стадии разработки. С какими задачами придется столкнуться, ни мы ни заказчик предугадать не могли, поскольку для терминала услуги по перевалке контейнерных грузов были новым направлением деятельность. Были и другие риски, которые могли поставить под угрозу успех всего предприятия. Поэтому была выбрана итерационная модель разработки и внедрения информационной системы для терминала - CTerminal TOS , было организовано тесное взаимодействие рабочих групп. Это позволило вовремя адаптировать и внедрить модуль управления контейнерной площадкой, подключить и настроить мобильные устройства. Первое судно с контейнерами обработали уже под управлением CTerminal TOS. В дальнейшем объектами управления системы стали суда, ж/д вагоны, автомобили, которые перевозят контейнеры, погрузочная техника терминала, сотрудники (диспетчеры, тальманы, контроллеры, операторы оборудования). Далее система автоматизации терминала наращивалась по спирали. Работы по внедрению всего комплексного решения можно разделить на две очереди. Первым делом, были решены задачи по планированию работ и автоматическому управлению техникой после автоматической же загрузки EDIFACT, XML, XLS сообщений линий в систему.
Одним из сюрпризов на проекте, когда уже полным ходом шло внедрение, стала зона покрытия беспроводной сети Wi-Fi которая была реализована 3-ей стороной. Сложная радио-обстановка на территории, а также ряд объективных факторов,
влияющих на прием сигнала, приводили к тому, что носимые тальманами радиотерминалы сбора данных теряли связь с базой данных, система не получала последнюю информацию. В ответ на это специалисты SeaData разработали компактные модули обработки, буферизировавшие действия пользователя в отсутствие сигнала связи на мобильном терминале, что позволило работать без остановки, а мобильное устройство при потере сигнала переключалось в режим накопителя информации. После возобновления связи с базой, мобильный терминал передавал пакет данных, т.е. не было необходимости пользоваться док-станцией, что особенно актуально для беспрерывной работы техники. Для исключения ввода двойных данных, во время работы над исполнением операций список задач синхронизируются без участия человека, задания формируются автоматически.
Положительно оценив проделанную работу, стороны согласовали перечень работ второй очереди проекта. Постепенно в систему добавлялись модули для автоматизации контейнерного терминала (автоматическое формирование BAPLI– Карго-плана судна), функционал для оперативного формирования пакета таможенных документов, диспетчеризации движения транспорта по территории, тарификации услуг, работы с клиентами и поставщиками. Каждый из этих модулей тщательно сращивался двухсторонними обменами данных с ядром TOS системы
и/или корпоративной системой учета. Таким образом, под контроль системы перешла работа по обработке судозаходов, таможенной отчистке, биллинга услуг, тайм-слотирования автотранспорта и контроль прохождения контрольных точек по территории, обработка заявок экспедиторов. Подтверждением того, что заказчик по достоинству оценил эффект от использования системы, может служить перечень задач поступивших уже на стадии завершения проекта, требующий существенного расширения функциональности WEB-модуля системы. Модуль изначально создавался как «информационное табло» для клиентов терминала. Сейчас функционал WEB-модуля позволяет клиентам терминала самостоятельно подавать предварительные заявки,
обрабатываемые TOS системой, резервировать тайм-слоты, взаимодействовать с терминалом путем подача электронных заявок. Таким образом WEB модуль превратился в полноценный WEB портал и служит дополнительным источником дохода терминала за счет предоставления информационных услуг.
Результат
Описанные выше функциональные возможности системы автоматизации терминала позволяют менеджменту распоряжаться корректными и актуальными показателями. Благодаря ряду
реализованных механизмов, подходу к построению решения «от технологических процессов (или производственных задач)», от сбалансированности и скорости выполнения которых зависит пропускная способность терминала, оплата труда сотрудников, привлекательность терминала как пункта перевалки и, как следствие, прибыль компании. По оценке самого заказчика, одним из результатов автоматизации контейнерного терминала
- стала тенденция снижения стоимости обслуживания терминала. Действительно, руководитель получает картину по грузам, операциям, сотрудникам в реальном времени, каким количеством внутренних заявок при этом обмениваются подразделения и насколько упорядочено их движение. Со своего рабочего места видит исчерпывающую картину вплоть до каждого перемещения техники из зоны погрузки в зону хранения и т.п. Все это – не нагружая сотрудников непродуктивными отчетами, письмами, проверками. Иными словами, терминал повысил эффективность и снизил издержки. А значит, инвестиции терминала в информационную систему окупаются.
Базовые принципы TOS системы СTerminal:
-
Диспетчеризация задач осуществляется в режиме реального времени, при этом система перераспределяет нагрузку между персоналом и погрузочной техникой.
-
Задания персоналу/погрузочной технике постоянно синхронизируются, как только фиксируется прием/отмена задачи.
-
Работа по выполнению задач, передаваемых на мобильные и носимые устройства тальманов и погрузочной техники, не прекращается при потере сигнала беспроводной сети.
-
TOS система работает с практически любыми мобильными устройствами на базе Andriod и Windows CE
-
Стратегия выдачи заданий достаточно гибкая, при необходимости диспетчер имеет возможность применить «рекомендательный» или «запретительный» характер работы техники, выделить зоны ответственности техники, выставить приоритет того или иного терминального процесса.
-
Отображение работы всех подразделений в режиме он-лайн.
-
Электронный обмен данными с агентами линий в различных форматах (EDIFACT, XML, XLS).
-
Автоматическое формирование плана размещения грузов на судне с оптимизаций по распределению веса, формирование очереди «престэкинга».