Критерии выбора программы для экспедитора и грузоперевозок
Для начала, давайте определимся с терминами что имеется в виду под терминами программа для экспедитора и программа для грузоперевозок.
Экспедитор слово растяжимое – это может быть и экспедитор который сопровождает фуру, контролируя процесс доставки, а может быть и мульти модальный экспедитор. Между двумя этими понятиями – пропасть, первый это человек или представитель юр. лица экспедирующий груз, второй это организация организующая для своих клиентов услуги по мульти модальным перевозкам. Нас будет интересовать второй случай т.е. программа для мульти модального экспедитора.
Теперь разберемся с термином – программа для грузоперевозок. Это так-же очень неоднозначная фраза – грузоперевозкой можно назвать как перевозку песка и щебня самосвалом так и более комплексный и сложный процесс перевозки в международном сообщении с применением различных видов транспорта. И тут нас будет интересовать более сложный случай.
Итак, будем понимать под фразами программа для экспедитора и перевозок – программу для транспортно –логистических компаний оказывающих услуги по организации мульти модальных перевозок т.е. оказывающих сложную комплексную услугу.
Какими характеристиками должна обладать такая программа ?
То же не все однозначно т.к. нужно сначала определиться с классом программы – учетная или управляющая.
Учетные – наиболее распространённый и широко представленный в России класс программ учета и расчета грузоперевозок и информационных систем, их отличительной особенностью является функции по автоматизации отраслевого документооборота, регистрации факта произошедших событий, оценка, аналитика и отчетность на основании зарегистрированных фактических показателей (сроков, взаиморасчетов и пр.). Главной характеристикой подобных программ для учета и расчета является то, что они, в первую очередь, нацелены на автоматизацию рутинных функций - создание и печать документов, сверка взаиморасчетов, получение аналитики по, внимание, уже произошедшим событиям т.е. аналитика по факту, по тем данным которые уже имели место быть и которые изменить нельзя. Отсюда плюсы и минусы подобный систем – никакого конкурентного преимущества они не дают, просто позволяют организовать учет, с другой стороны, подобные системы, значительно проще и дешевле чем программы и информационные системы другого – класса Управляющего.
Управляющие (их еще можно назвать процессными информационными системами) – это программы управления грузоперевозками решают гораздо более широкий и сложный пул задач - задач автоматизации управления процессами грузоперевозок, планирования и прогнозирования, отслеживания и актуализации планов подразделений, автоматической выдачи заданий и отслеживание их выполнения, организации взаимодействия подразделений в соответствии с планом конкретной грузоперевозки а не по типовому усредненному/унифицированному процессу. Естественным образом, управляющие программы логистики грузоперевозок содержат в себе еще и все функции учетной системы. Управляющие системы изначально более сложные, но и несут в себе больше конкурентных преимуществ для тех организаций которые решаться в них инвестировать. Конкурентные преимущества возникают из-за возможности прогнозирования возможных издержек и ограничений ( это позволяют сделать - полностью автоматически актуализируемые такими программами управления грузоперевозками планы подразделений, календарные планы самих перевозок), автоматизация взаимодействия подразделений в соответствии с логикой конкретной перевозки, возможности установления контрольных точек, без прохождения которых процесс перевозки даль не развивается и многое другое.
Подробнее об отличительных особенностях, характеристиках, плюсах и минусах учетных (программы учета грузоперевозок) и управляющих систем (программы управления грузоперевозками) смотрите - в разделе процессный подход.
Вернемся к рассмотрению программных продуктов для логистики грузоперевозок – как сказано выше, подавляющая масса программ для экспедиторов и грузоперевозок на Российском рынке – учетные. Вызвано это несколькими факторами – во первых, они объективно дешевле и проще во внедрении и последующем сопровождении, а во вторых - наш рынок только сейчас приходит к понимаю что ему нужно что-то большее чем просто учет. Дешевле учетные системы потому, что не требуют особой «фантазии» и компетенций разработчика (имеется в виду отраслевые компетенции т.е. компетенции в бизнесе тех предприятий для который программа создается, а не компетенции в программировании), в них в разы меньше функций по сравнению с управляющими / процессными системами поэтому внедряются они с меньшими затратами.
Что касается «во вторых» – Российский рынок действительно только-только начинает робко спрашивать а как бы нам помимо автоматизации создания документов и формирования отчетности, снижения человеческих ошибок, снизить издержки, а как бы нам повысить эффективность работы сотрудников и распределить между ними нагрузку? Только-только приходит к пониманию что CRM системы, в этом случае, не панацея, что бы там не говорили вендоры CRM систем.
Почему так ? Очень просто - Российский рынок очень молодой по западным меркам – 20 лет против 50-ти. Мы еще только проходим те стадии, которые западный рынок экспедиторских услуг и услуг по грузоперевозке уже прошел. На западе, не пользуются спросом и не предлагаются учетные программы – они вымерли как класс, их полностью вытеснили управляющие и процессные т.к. несмотря на заметно большие затраты по приобретению и внедрению, только они, дают ощутимые конкурентные преимущества, а это главное т.к. любое пусть даже незначительное конкурентное преимущество – это клиенты, и никакая CRM система не заменит Вам отсутствие этих самых преимуществ.
Итак – какие же есть управляющие / процессные программы для экспедиторов и грузоперевозок ? Из отечественных нам известно комплексное логистическое решение DATACore: LMS разработанное нами базе 1С: Предприятие 8.3. Возможно, есть и другие, но увы, нам они неизвестны. Из зарубежных отметим – Oracle Transportation Management System (ОТМ), Microsoft Dynamics AX TMS, SAP TMSи ряд других зарубежных систем, решающих более узкие задачи .
Решите для себя, что Вам нужно – учитывать или управлять ? Это и есть главный критерий. Далее, все значительно проще.