Что скрывается за терминами EMS и FMS системы управления логистикой?
Что такое EMS ? EMS – это англоязычная аббревиатура Equipment Management System т.е. система управления оборудованием. В терминах логистики, таким оборудованием могут быть контейнера, вагоны, паллеты, различного рода специализированная тара, многоразового использования которой необходимо эффективно управлять.
Что такое FMS ? FMS –Fleet Management System т.е. система управления флотом, флотом автотранспорта, флотом судов, тех же железнодорожных вагонов.
В этой статье мы сознательно объединим термины EMS и FMS системы, т.к. они, на наш взгляд, решают одни и те же задачи. И, как крамольно это не звучит , принципы эффективного управления собственным парком автотранспорта, вагонного парка, парка контейнеров – одинаковы.
Вот об этом и поговорим – что же такое эффективное управление парком, и какую роль здесь играют EMS и FMS системы.
Задача эффективного управления парком возникает в первую очередь у собственника или оператора этого парка. И тот, и другой могут выступать в роли перевозчика. Любой парк – это уже произведенные инвестиции - либо на его приобретение либо на его аренду. Любой парк - это постоянные эксплуатационные расходы, пусть даже парк стоит на месте и пылится. Исходя из этого, можно вывести достаточно очевидные принципы эффективного управления парком:
-
Парк не должен стоять, иначе он генерирует сплошные убытки
-
Парк должен ездить, и не просто ездить, а ездить по коммерчески эффективным маршрутам.
-
Порожний пробег парка должен быть минимален. Иначе как бы не были коммерчески эффективными груженые маршруты в один конец, необходимость последующих порожных подсылов для возврата или балансировки парка могут свети всю выгоду на нет.
-
Избытка парка , в идеале, не должно быть. Но на практике без него не обойтись т.к. иначе случайное выбытие единицы парка из оборота по причине ремонта, может сорвать выполнение обязательств перед клиентами.
-
Выполнение заявки клиента должно согласовываться не только и не сколько с точки зрения коммерческой эффективности отдельного рейса но и с тем, можно ли будет позже использовать единицу парка в пункте прибытия под другую перевозку, или будут ли какие либо другие заявки клиентов поблизости и с рядом других факторов.
-
Коммерчески эффективная заявка клиента это не та заявка у которой маржинальность максимальная а та, которая приводит единицу парка в такое место, в котором его потом можно использовать дальше без передислокаций.
С принципами все довольно очевидно, но вот как быть с инструментами? Здесь Вам на помощь должны приди EMS и FMS системы управления парком. К сожалению, последнее время использование подобных специализированных терминов стало «модным» у разработчиков, нередко, к вполне заурядным учетным системам (ранее в статье мы довольно подробно описывали что такое учетные системы, что такое управляющие системы) приписываются аббревиатуры EMS, реже FMS (этот термина пока не получил распространения в России). Поэтому - в первую очередь нужно понять что такое «настоящие» EMS и FMS системы, чем они характеризуются. На наш взгляд характерными особенностями полноценных EMS и FMS систем являются:
-
Функции планирования и отслеживания цепочки занятости транспортного средства. Большинство существующих на рынке Российских систем максимум что могут Вам предложить – это так называемое «следующее назначение» вагона или машины, в то время как эффективное управление парком требует возможности максимального глубокого по временной шкале планирования цепочки занятости транспортного средства.
-
Функции прогноза доступности парка на заданную дату в конкретном месте - под доступностью имеется в виду прогнозируемое EMS системой количество единиц парка определенного типа, которые образуются в заданном населенном пункте /станции, которые можно будет использовать для перевозки. Обратите внимание прогноз доступности это не тоже самое что прогноз дислокации т.к. то, что вагон 10 января прибудет на какую-то станцию, еще не значит что его можно будет использовать т.к. он вполне может быть зарезервирован для последующей отправки с этой-же станции 14 января. Должны сказать, что с дислокацией парка, практически ни у кого проблем нет, а вот с доступностью парка – честно, за одним исключением (о нем ниже) не знаем ни одной отечественной EMS системы где бы это было реализовано.
-
Функции резервирования парка под утверждённые заявки клиента – иначе придется все время гадать на кофейной гуще, можно взять вагон или нет. Если выхватить вагон, который запланирован/зарезервирован для использования по другой заявке, то вместо одной коммерчески эффективной заявки, скорей всего получим 2-е убыточные, а то и вовсе может возникнуть эффект домино, когда выпадающую единицу парка мы вынуждены все время «выдергивать» из под чего-то другого.
-
Функции экспресс прогноза доступности единицы парка при регистрации заявки клиента – т.е. когда менеджер вводит ключевые параметры заявки клиента – дата погрузки, станция погрузки, количество и тип вагонов, станция назначения – то EMS система должна дать ему прогноз, а будет ли в указанной станции погрузки на планируемую дату погрузки свободные вагоны в указанном количестве ? Если да – то хорошо, а если нет ?
-
А если нет – то необходима функция прогноза распределения доступности парка по сети дорог т.к. если прогноз доступности по станции погрузки отрицательный, следующим шагом нам нужно понять а не будет ли нужного количества свободных вагонов на ближайших (что бы минимизировать себестоимость подсыла) станциях ?
-
Любой парк нуждается в балансировке т.е. в приведении к оптимальному распределению по сети ж.д. дорог исходя из имеющейся структуры грузопотоков и клиентской базы. При балансировке парка важно иметь возможность моделировать те или иные перемещения (подсылы) парка и видеть как они отражаются на целевых прогнозах баланса парка. Т.е. нужны функции по моделированию перемещения парка и прогнозированию их влияния на итоговый баланс парка и его распределение.