Компания SeaData, вместе с другими участниками Российского транспортного рынка, приняла участие в Rotterdam Port Event
Специалисты компании СиДата приняли участие в Rotterdam Port Event, прошедшее 10-11 марта 2011г. в Нидерландах.
В программу мероприятия входили конференция, прием и экскурсия по порту Роттердама с участием властей порта и представителей Российских транспортно-логистических компаний.
День первый – конференция, некоторые моменты.
Порт Роттердам отмечает рост объемов контейнерных перевозок в направлении Российских портов и заинтересован в их дальнейшем наращивании. На текущий момент, в этом направлении, осуществляется около 20-ти регулярных сервисов. Своими преимуществами, по сравнению с другими европейскими портами, Роттердам считает то, что он является и одновременно и транзитным и перевалочным пунктом. Ниже представлен слайд показывающий долю рынка порта Роттердам среди других европейских портов.
Из слайда видно, что Роттердам является крупнейшим европейским портом, обслуживает около 1 00 000 судов в год или около 300 судов в день. К слову, протяженность порта составляет более 50 км.
В рамках проведенной конференции были выступления как представителей Нидерландских стивидорных компаний и государственных контрольных органов ( в частности главы контейнерного терминала ECT, 40% объемов перевалки которого занимает транзит в Балтийский регион, представителя таможенного управления Нидерландов) так и представителей Российского транспортного бизнеса (например НКК).
Произвел впечатление доклад таможенного управления Нидерландов (видимо на контрасте с Российскими таможенными органами), тезисы которого приведены ниже:
- сокращен бюджет и сокращается численность персонала таможенных органов
- выражают обеспокоенность тем, какой эффект и последствия оказывает их правоохранная деятельность на эффективность логистики
- есть понятие сертифицированного экономического оператора, в отношении которого заметно ниже норма досмотров и контрольных операций
- развито электронное декларирование, 98% всех деклараций подается в электронном виде
- переориентация и перенос акцента с контроля импорта на контроль экспорта, за счет налаживания взаимодействия с выпускающими таможнями других стран
- принцип единого окна – однократная подача информации для всех портовых контролирующих органов
- видят свою задачу в том что-бы с роли контрольного органа перейти к роли участника и координатора
- получили статус наиболее эффективного таможенного органа в мире
Многие участники конференции отмечали суровые Российские климатические условия и, в частности, трудную ледовую обстановку. Адаптируясь к этим непростым условиям некоторые перевозчики объявили о своих планах использования судов ледового класса А1 (например Unifeeder, который кроме того сообщил о начале работы сервиса через Моби Дик).
Так-же интересным показалась принципы партнерства порта и частного бизнеса. Порт сдает площади (причальные стенки, инфраструктуру и пр.) в аренду сроком на 50-ть лет и получает 18% от прибыли арендатора.
Обратил на себя внимание так же и тот факт, с какой частотой Нидерландские коллеги упоминали про принимаемые им меры по снижению выбросов СО2 в своих докладах. Поначалу это воспринималось несколько скептически, но потом я обратил внимание на то, как легко дышится в самом городе и порту и скепсис улетучился.
День второй – экскурсия по порту, некоторые моменты.
Общая протяженность порта – более 50 километров, цифра поражает. Ниже приводится карта порта.
И вверх и вниз порту развиваться некуда – городские постройки и частные территории. Поэтому Роттердаму приходится отвоевывать территорию у моря, один из первых подобных проектов это Maasvlakte 1, проект который находится сейчас в активной фазе Maasvlakte 2. Ниже приведена историческая карта развития порта по годам (желтым цветом отмечены территории порта которые заработают в 2030г. в результате завершения Maasvlakte 2).
Ниже представлено некоторое количество фотографий, сделанной в ходе экскурсии по порту.
Пробки, что характерно они есть только на выезде из порта, въезд свободен. По окончании экскурсии наш автобус так-же в нее попал, в пробке простояли, в общей сложности минут 15-20.
На воздвигаемой территории Maasvlakte 2 есть небольшой выставочный комплекс, где выставлены экспонаты, зачастую весьма неожиданные, вроде костей мамонта которые были намыты в результате дноуглубительных работ. Так-же представлены экспозиции рассказывающие об истории проекта - его развитии по годам и будущих перспективах, кроме того можно наблюдать ящик согласовательной документации, которая касается охраны окружающей среды и минимизации последствий для природы (так например пришлось искусственно создать заболоченную территорию для того, что-бы сохранить гнездовья птиц).
Интерактивный макет, на котором, с помощью проектора (путем вращения штурвала времени) отображается прошлое, текущее и будущее состояние проекта Maasvlakte 2.
Вид на намытые территории. Обращает на себя внимание обилие ветро-генераторов.
Въездные ворота терминала ECT. Все визиты оформлены заранее через информационную систему. На въезде водитель не предъявляет никаких бумаг – просто вводит пин-код визита.
Выездные ворота терминала ECT.
Вид на причал ECT.
Роботизированная тележка. Передвигается ориентируясь по встроенным в полотно площадки маркерам.
Места под погрузку, машины занимают заранее отведенное им место.
Характерная картина, практически все владельцы барж возят с собой автомобили, которые в портах переставляют краном с баржи на причал и далее совершают поездки на собственном авто.
Таможенный досмотровый комплекс – находится за пределами терминала. Контейнеры на досмотр доставляет сертифицированный перевозчик. У нидерландской таможни действует система рисков, на основании которой контейнера выставляются на досмотр. По статистике, в 3% досмотренных контейнеров находят контрабанду.
Так выглядит контейнер «на просвет». Контейнер покидает досмотровый комплекс сразу после просвечивания, обработка данных и принятие решения происходит позже.
На обратном пути часть маршрута проделали на прогулочном катере.
Прощальный «салют» организованный властями порта Роттердам с помощью пожарного катера.
Групповая фотография Российских участников.